Обзор фильма «Голгофа» (Calvary)

Джон Майкл МакДонах — ирландский режиссер и сценарист, брат Мартина МакДонах, снявший замечательный фильм «Залечь на дно в Брюгге» (в оригинале «In Bruges»). В «Брюгге», кстати, одну из ключевых ролей также сыграл Брендан Глисон.

Майкл МакДонах уже работал с Глисоном в своем первом полнометражном фильме «The Guard» (в русском варианте «Однажды в Ирландии»), который стал коммерчески успешным независимым фильмом ирландского кинопроизводства. «Голгофа» — второй полнометражный фильм режиссера.

МакДонах планировал съемки третьего фильма The Lame Shall Enter First », который должен был стать завершением трилогии» Glorified Suicide Trilogy «- серии трагикомедий с Брендан Глисон в главной роли. Но пока о нем ничего не слышно.

Несмотря на заявленный жанр трагикомедии, «Голгофа», по-моему, все-таки больше тяготеет к драме, хотя в фильме есть много черного юмора. Однако, это не так важно. Давайте поговорим непосредственно о самом фильме.

В «Голгофе» поднимается очень острая и неудобная для Ирландии тема священников-педофилов. В период с 1975 по 2004 год в Ирландии от святых отцов церкви пострадало около 2000 детей. Скандал усилила информация, по которой местное руководство церкви (включая кардинала и четырех архиепископов) знало о священниках, которые оказывали сексуальное надругательство, но покрывало их.

Собственно, в начале фильма как раз рассказывается об одной из таких жертв. Человек на исповеди говорит отцу Джеймсу, который в семь лет изнасиловал какой-то священник и теперь он хочет отомстить. Но убьет он именно его — отца Джеймса. А дальше уже вокруг этого начинают развиваться события.

Фильм поставлен просто здорово. Медленно, неторопливо, созерцательно. Нам дают возможность задуматься, насладиться красивыми пейзажами моря, великолепной ирландской природой. Снято все это без малейшего пафоса, режиссер честный со зрителем от самого начала до самого конца.

МакДоннах написал отличный сценарий. В фильме очень много диалогов, немало глубоких и сильных вещей, над которыми нужно и стоит задуматься. Разговоры отца с дочерью о самоубийстве, разговоры с богачом о духовной пустоте, и очень мне запомнился эпизод, когда отец Джеймс говорил в храме с богатой вдовой Терезой, которая сказала ему, что смерть не является несправедливостью (все мы рано или поздно умрем), а несправедливостью является то, что многие люди в жизни так и не узнали любви.

В данном фильме режиссер, на мой взгляд, хотел сказать несколько вещей.

Первое. Есть люди, которые готовы положить свою жизнь ради других. Таких людей единицы на целом белом свете, но они есть.

Второе. Христос как-то сказал: «Возьми свой крест и иди за мной». Крест этот очень тяжелый, но его в любом случае надо нести до конца. Тем более, если ты Божий слуга, священник, поводырь своей паствы.

Третье. Надо уметь прощать, как и завещал Христос. Отец Джеймс перед смертью говорит своей дочери, что именно прощение в последнее время люди сильно недооценивают. Прости им, Господи, не ведают, что делают. Прости, Господи, убийцу священника, потому что он не ведает, что делает.

Нужно приобрести винтовой компрессор? Нет проблем, загляните на этот сайт.

Брендан Глисон прекрасно сыграл отца Джеймса. Ему удалось очень точно передать душевное состояние своего персонажа, свои внутренние конфликты, духовную борьбу, страх, слабость, надрыв, свою Веру, и свою агонию.

Боится отец Джеймс? Конечно, боится. Он такой же человек, как и все. Он простой смертный. Сам Христос боялся, когда молился в Гефсиманском саду. Боится и отец Джеймс. Он даже пытается убежать. Садится за руль своей красной машины и едет куда глаза подальше от этого ада. Но возвращается. Он не может позволить себе уйти. Иначе он изменит свою Веру в Бога и самого себя. Он должен идти до конца. Он должен выпить греховную чашу других священников. Не так, как я хочу, а так как Ты захочешь Господи. Такой его крест.

Сыграл Глисон как по нотам без грамма фальши, очень искренне и проникновенно. Берет за душу. С одной стороны умный, ироничный, философский, добрый, отзывчивый, а с другой — надломленный, подавленый, разъяренный и, в конце концов, жертвенный.

В фильме очень много разных персонажей: богатый Фицжеральд, у которого кроме богатства больше ничего в жизни не осталось, только душевная пустота, циничный хирург Фрэнк, которого играет Эйден Гиллен, милый с виду парень Майло, у которого плохо подвешен язык и ему очень сложно найти хоть какой-то подход к девушкам, поэтому он подумывает уйти в армию, чтобы стать настоящим мужчиной, африканец Симон, который занимается сексом с Вероникой — женой местного мясника, местный бармен, еще один священник Лори, дочь самого отца Джеймса, которая пыталась свести счеты с жизнью и так далее.

Повторюсь, персонажей там действительно много, которым по-человечески сочувствуешь. Каждому из них отец Джеймс так или иначе пытается помочь. Кому-то сочувствием, добрым словом, кому-то пистолетом и добрым словом.

Резюмирую. Очень сильный и впечатляющий фильм. Один из самых сильных фильмов, которые я видел за последнее время. После финальных титров мне хотелось просто посидеть в одиночестве и подумать. «Голгофа» — его обязательно надо посмотреть, чтобы понять для себя некоторые вещи.