Педагогическое образование: опыт и перспективы

«Отделить учебное от научного в университете нельзя, но научное без учебного все-таки светит и греет. А учебное без научного — только блестит».

Н. И. Пирогов

В последние годы значительно изменились требования к деятельности преподавателя высшей школы, что вызвало необходимость усиления психолого-педагогической подготовки. Развивающаяся система дополнительного профессионального образования преподавателей высшей школы России нацелена на выполнение задач непрерывной подготовки к преподавательской деятельности в постоянно меняющихся условиях социально-экономической среды. Доказано, что повышение качества образования в значительной степени определяется профессионализмом и компетентностью педагогических кадров. Разработана законодательная и нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность структурных подразделений по реализации программ дополнительного профессионального образования. Сегодня большое внимание уделяется повышению квалификации и профессиональной подготовке молодых преподавателей.

Несмотря на результативность и значимость работы, которую проводят образовательные учреждения, не уменьшается количество проблем методологического и организационного плана; многие структурные подразделения имеют слабую материально-техническую базу для проведения повышения квалификации; есть потребность в новом методическом обеспечении учебного процесса; идет поиск форм и методов обучения в целях решения задач непрерывного повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров.

Традиционно в ходе поиска ответов на сложные вопросы современного образования обращаем взгляд на запад, забывая то ценное, что было в истории российского образования. К.Д.Ушинский завещал быть внимательными по отношению к своему прошлому: «Нам не мешало бы занять вместо всех прочих одну черту из западного образования — черту уважения к своему Отечеству». Действительно, история развития педагогического образования в России свидетельствует о его зарождении в XVIII веке с учреждением Петербургской академии наук, о традициях педагогической подготовки в университетах. Н. И. Пирогов указывал на отличительную особенность университетов в сравнении с педагогическим институтом: сочетание научного и педагогического. Вместе с тем с прошлых веков одной из трудных задач в подготовке к педагогической работе является формирование педагогической направленности. Так, в шестидесятые годы Х1Х века общественные деятели (Н.И.Пирогов, Д.И.Менделеев) отмечали, что многие выпускники университетов предпочитают педагогической деятельности государственную, судебную, административную службу.

Данный факт обусловлен сложностью педагогической работы как метадеятельности: в ней сочетаются преподавательская, научно- исследовательская, специальная, управленческая, общественная виды деятельности. Таким образом, нужна специфическая подготовка к ней: когнитивная (знаниевая), технологическая, мотивационная, рефлексивная. Этому есть объяснение: интеграция высшей школы в мировую образовательную систему, расширение инновационных процессов в отечественной высшей школе. В.О.Ключевский, ученый и педагог, утверждал, что «в преподавании есть своя сила, сложная техника, но в ней есть и главное — личность». Для педагогической работы важно физическое состояние, работоспособность, так как труд преподавателя вуза связан с большими нагрузками, в то же время продуктивность зависит от склонности к работе, ускоряющей процесс становления специальных способностей и составляющей базу для творчества. Среди выпускников российских университетов — известные ученые, деятели литературы и искусства, но есть большая когорта преподавателей, создавших свои научные и педагогические школы. С именем В.Я.Буняковского и П.Л.Чебышева связано основание знаменитой петербургской математической школы; Д.И.Менделеев оставил в наследство более 500 научных трудов по различным отраслям знаний, считая, что качество преподавания определяет качество просвещения; доктор медицины И.П.Щелков, известный как прогрессивный педагог, порвавший с книжносхоластическими приемами изложения своей дисциплины, излагал ее как науку экспериментальную; И. И. Мечников, отличаясь фундаментальной работоспособностью, умел увлечь студентов своей идеей; любовь к родному слову и педагогической работе привил многим сотням студентов лектор по теории словесности, профессор А.А. Потебня; для приобщения к науке молодых сил профессор А.Я.Данилевский создает студенческую лабораторию, попасть в которую считали за честь; темы многих лекций физика И. М. Лившица давали идеи для последующих исследований.

Предпосылки успешной педагогической деятельности изучались нами на материалах творческих биографий выпускников российских университетов, ставших преподавателями {2}. Во-первых, это энциклопедичность знаний, которую дает классический университет, владение методами научного познания и стремление к установлению закономерностей, а также интуиция на результат исследования. Во-вторых, интенсивность научной деятельности обуславливается постоянным анализом собственной деятельности. Так, анализ своей работы формирует критическую самооценку Н.И.Пирогова, который отправится в 1833 году в Германию для углубления своих знаний. Многолетний опыт работы с молодыми людьми приведет Д.И.Менделеева к аналитическим рассуждениям и разработке проекта наставников училищ. Научные открытия А.Д.Ландау, И.М.Лифшица были движимы стремлением решать педагогические задачи.