Разножанровые видовые фильмы

Напомню, что одной из первых попыток в освоении стереокино была съемка видового фильма. Он был экспериментальным и на экран не вышел. Но, судя по всему, возможности, заложенные в видовых стереофильмах, огромны. В них оправдано «присутствие» зрителя в пространстве кадра. Этот эффект драгоценен для видовых стереофильмов. В них легко решаются многие проблемы стереокино. Так будет оправдана необходимость длительного рассматривания кадров, применение стереоэффектов станет гораздо более органичным и разнообразным. Какие прекрасные фильмы можно снять об исторических местах нашей Родины, о старых и новых городах, о столицах союзных республик! А фильмы о спорте, фильмы-концерты?

А фильмы разных жанров для детей? О них мы совсем забыли, хотя известно, что дети — отчаянные любители стереофотографий. Как же мало мы сделали для детей в области стереокино! К этому привела односторонняя ориентация на полнометражные художественные фильмы. Можно создать своеобразный киноатлас стереоскопических видовых фильмов о нашей стране и цикл кинопутешествий, циклы своеобразных документально-видовых картин о различных сторонах нашей жизни. Надо, чтобы- и Госкино СССР, и Союз кинематографистов уделяли отечественному стереокино постоянное внимание, заботились о притоке в него молодых кадров.

Я убежден, что разумное решение проблемы отечественного стереокино — разножанровые видовые фильмы. Именно в них его технические особенности могут быть превращены в выразительные средства. И тогда вновь стереокино завоюет своего зрителя, и очереди в кассы кинотеатра будут такими же длинными, как и в первые годы.

Не так давно вышла из печати книга «Эстетика фильма» — солидная монография из тех, которые называют специальными. Но она быстро разошлась: кинематографистам и любителям кино хорошо известно имя ее автора, доктора искусствоведения, профессора Виталия Николаевича Ждана.

Не знаете, кто поможет навести порядок в помещении? Тогда закажите клининговые услуги по этому адресу. Удачи.

Кинематографом Виталий Николаевич начал заниматься 50 лет назад, работал в различных его областях и прошел отличную практическую школу редактора, организатора ки-иодела. В 40—50-е годы он внес значительный вклад в развитие советского научно-популярного кино, став одним из первых теоретиков и активных пропагандистов этого вида кинематографа. Признанием его больших заслуг в этой области было то, что Виталий Николаевич был избран в 1954 году вице-президентом Международной ассоциации научного кино и много сделал для укрепления авторитета этой организации.

Развитие искусства экрана ставит перед нашей теорией новые проблемы, требующие философско-эстетического исследования, и В. Н. Ждан в своих статьях и книгах разрабатывает узловые вопросы эстетики кино. Он пишет о природе и специфике кинообраза, об условности киноискусства, о взаимодействии кино с другими искусствами, о социально-политической роли экрана, о его участии в идеологической борьбе. Ученый-коммунист опирается па традиции советской философии и эстетики, на опыт классиков отечественного киноведения и дает образцы марксистско-ленинского анализа сложных явлений современного экрана.

С 1948 года В. Н. Ждан преподает во ВГИКе. Много лет он возглавляет кафедру киноведения и руководит институтом, ставшим мировым центром профессионального кинообразования. Педагогический труд Виталия Николаевича растворен в работах сотен его учеников, которые не забывают ни профессиональных, ни гражданских, нравственных уроков своего учителя и часто обращаются к нему за советом.